Между мрачным романтизмом Франсиско Гойи (его картин нет на выставке, но их влияние отражено во многих работах следующих поколений) и новаторскими поисками Пабло Пикассо, между этими двумя мировыми знаменитостями в испанском искусстве простерлась целая эпоха, в которой все еще есть место открытиям. В это время испанская живопись переживает раcцвет пейзажного жанра: художники постигают возможности работы на пленэре, совершенствуются в передаче атмосферы с помощью созвучий и контрастов линий, текстуры, температуры цвета.
Испанский импрессионизм развивается практически параллельно с французским, но остается при этом в русле собственной национальной художественной традиции. Одним из первых к этому направлению приходит Мариано Фортуни: его манера работать небольшими красочными мазками внезапно приводит к цветным теням и тонкой передаче света в похожих на этюды пейзажах.
Другой не менее значимой для импрессионизма в Испании фигурой стал художник из Валенсии Хоакин Соролья, для которого большое значение имела работа на открытом воздухе. Яркий солнечный свет, буквально заливающий его картины, принес ему широкую известность, а вокруг Соролья сформировался круг люминистов – художников, использующих схожие световые эффекты и импрессионистические приемы.
Однако не только светлые тона определяют впечатления от выставки в Кадриорге. В самом названии – «Испания белая и черная» – заявлена контрастная природа испанского искусства этого времени.
Вслед за выходом в 1898 году книги бельгийского поэта Эмиля Верхарна с иллюстрациями Дарио Регойоса – «Черная Испания», где описано путешествие по Испании и её сельским пейзажам, этот термин закрепляется за работами Регойоса, Хосе Гутьерреса Солана и в большей степени – Игнасио Cулоаги. Речь идет не только о темных цветах в палитре, в чем зритель может убедиться и сам, глядя, например, на картину Дарио Регойоса «Капуцины в Фуэнтеррабии» с ее сиреневато-голубыми акцентами, но скорее о характере изображаемых сцен.
Черная, мрачная Испания полна мистических настроений, традиционного для народного самосознания духа страдания и скорби, драматизма рискованных состязаний. В «черных» произведениях отразилось также критическое отношение художников к современности, сложившейся к концу ХХ века кризисной политической ситуации в стране.
В противовес этому движению творчество живописцев во главе с Хоакином Соролья определено термином «Белая Испания». В произведениях этих мастеров ослепительное солнце и яркие цвета дают представление о беззаботной жизни, а сцены повседневности оставляют ощущение бесхитростного и счастливого существования.
Такой своеобразный дуализм художественной жизни Испании оставляет открытым вопрос: что такое национальный колорит, если он вообще существует, и как он влияет на сложение местных живописных школ?
Погружение в местный контекст совершенно неожиданно продолжается творчеством каталонских импрессионистов, которое в конце XIX – начале XX века присоединяется к распространившемуся по всей Европе стилю модерн и полностью меняет характер испанского искусства. У истоков модернистского движения стояли такие художники, как Сантьяго Русиньоль и Рамон Касас.
Пейзажи Русиньоля – цветущие безлюдные сады, в которых остановилось время, но живут солнечные блики на кронах деревьев, на дорожках и цветочных клумбах.
В работах постимпрессиониста Эрмен Англада Камараса мягкие очертания силуэтов сочетаются с сочными цветовыми контрастами и мерцанием теплых оттенков. Волнистые контуры, глубокие тона его живописи оказали влияние на молодого Пабло Пикассо.
Не меньшее воздействие исходит от картин Исидре Нонеля, его персонажи – бедные женщины, дети, цыгане, уличные продавцы – породили типажи, хорошо узнаваемые сегодня в творчестве раннего Пикассо, пребывающего в поисках художественного выражения.
Во Франции испанцы переняли некоторые художественные приемы, а также дух артистических групп, поддерживающих своих участников. В 1987 году вернувшиеся из Парижа Сантьяго Русиньоль, Хоаким Мир, Рамон Касас, а также испанский писатель и критик Мигель Утрилло (отчим известного французского живописца Мориса Утрилло) открыли кафе «Четыре кота» в Барселоне. Здесь проходили художественные выставки, открывшие зрителю, например, картины Дарио де Регойоса, также в 1900 году здесь прошла персональная выставка Пабло Пикассо.
В залах Кадриоргского музея также представлены три работы Пикассо: пастелью, маслом и гуашью. Они напоминают о нем как испанском художнике, дают почувствовать в его творчестве наследие национальных живописных традиций и помогают проследить истоки его новаторства в искусстве.
https://www.mke.ee/kultura/v-tsvetakh-ispanskogo-pejzazha-o-chem-rasskazyvaet-vystavka-espa-a-blanca-y-negra#sigProId5e1e56548c